Главная » 2014 » Октябрь » 20 » Я - учитель
12:07
Я - учитель

     По многочисленным просьбам выкладываю своё эссе - конкурсное задание заочного этапа финала Всероссийского конкурса "Учитель года - 2014".

«2 У», или Формула учительского счастья

Вот уже несколько лет не дают покоя услышанные из уст бывшего ученика слова. Приехав на каникулы и придя в школу, он сказал моим десятиклассникам: «Какие вы счастливые: вас учат учителя, а нас преподаватели!»

Казалось бы, какая разница, открой любой словарь и прочитаешь: «Учитель тот, кто преподаёт учебный предмет, преподаватель». И тот и другой передают знания, учат чему-либо. Синонимы…

Не поленилась, посмотрела в словари. Ожегов… Даль… И только в словаре Ефремовой нашла: «Тот, кто оказывает влияние на развитие кого-либо».

Значит, есть разница, значит, не только ретрансляция знаний, не только передача информации… И ведь неслучайно тогда у Пушкина: «И за учителей своих заздравный кубок подымает…» У Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле». У Некрасова: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»

Чему же тогда учит? Предмету? Безусловно. Учит жизни? Да. Но научить предмету можно и без любви, и к предмету в том числе. А вот научить жизни без любви нельзя. А значит надо учить любить.

Любить место, где ты родился и живёшь. Любить свою семью. Любить школу, где ты учишься. То дело, которым занимаешься. Мир, который тебя окружает. Наши дети скептики, потому что живут в мире негатива. И мы должны научить их любить эту жизнь, научить радости жизни. А радость начинается с удивления, с эмоционального отклика.

И для меня главным правилом работы остаётся простая формула «2У», которую подарил нам, будущим учителям, наш институтский профессор: сначала удивить, а потом убедить.

Удивить... Что это значит? Значит, пробудить в ребёнке интерес. Интерес к предмету. Интерес к учению в целом. А зачем? Луи де Бройль, французский физик, говорил, что знания — дети удивления и любопытства. А психолог Л. Выготский подтвердил, замечая, что мысли рождаются не от других мыслей, а в эмоционально-волевой сфере.

Чем и как удивлять? Как сделать каждый урок интересным? Новым содержанием? Безусловно. Но мы-то знаем, что не всех и не всегда новое содержание увлекает. Выход подсказал Симон Соловейчик, который на вопрос «Что такое новое?» отвечал, что это всё, к чему можно применить слово «оказывается»: «Оказывается, Грибоедов не только был известным писателем, но и знал шесть языков, в 11 лет поступил в Московский университет…» И уже на следующем уроке дети наперебой делятся удивительными фактами, рассказывая биографию великого мастера и историю создания комедии.

Чем ещё можно удивлять? Методами? Да. Для меня самое важное — начало. Начало урока, новой темы, раздела: надо преодолеть психологический барьер. Как? Удивить! Стихотворение? Да. Притча? Да. Необычная формулировка темы урока? Да. Вопрос-парадокс? Да. И в результате есть то, о чём говорят психологи: эмоционально-психологическое единство.

И даже домашним заданием можно удивить. Помните? «Можно я сделаю презентацию?» - в надежде на «лёгкую» отметку спрашивает ученик. Конечно, можно, но при одном условии: в ней должен быть только один слайд. И начинается сложный поиск: отбор материала (ведь готовую презентацию из Интернета не скачаешь!), структурирование (ведь всего один слайд!), оформление. И сделать надо так, чтобы этот слайд был понят всеми, ведь объяснять будет другой. И тогда дети выполняют домашнее задание (и это уже дело принципа — сам попросил!), а учитель получает замечательный дидактический материал. Сложно? Да. Но полезно, потому что происходит не просто запоминание, а осмысливание.

Убедить. Что это значит? Для меня - прежде всего убедить в том, что русский язык и литература нужны лично каждому, сидящему в классе. Зачем? Язык — средство общения, способ познания мира, основа культуры. А литературу неслучайно называют учебником жизни.

А как убедить? Личным примером. Самым простым: дети учат стихотворение наизусть — я тоже читаю стихи в классе наизусть; пишут сочинение в формате ЕГЭ — я его пишу тоже; делают презентацию из одного слайда — и я её делаю.

Убедить содержанием? Почему нет? Если удивлять легче новым, то убеждать - тем содержанием, которое известно. И вместо объяснения, констатации фактов — любимая мною (а теперь уже и ребятами) сократическая беседа, цель которой научить мыслить диалектически, избегать категорических высказываний. В ходе беседы всё, что известно ученику, подвергается сомнению. И когда в ответ на вопрос «Имя существительное кукла одушевлённое или неодушевленное?» раздаётся дружное: «Неодушевлённое», начинается «разрушение мифов».

Чем ещё? Методами. Поэтому выбираю такие, которые дают возможность не мне убеждать детей, а им самим убеждаться. Проблемная ситуация? Да. Исследование? Конечно. И мой излюбленный приём — «Пять почему в поисках истины» Сакиши Тойоды (основатель Toyota Motor Company). И тогда трудный урок анализа контрольной работы и работы над ошибками превращается в увлекательный поиск.

Чем ещё убедить? Результатом. Тем, что даёт возможность объединить, что узнали и чему научились. Для одного - это победа на олимпиаде, а для другого – первая и долгожданная «четвёрка» за диктант.

Я работаю в школе 25 лет. Когда пытаюсь осмыслить свой учительский путь, вспоминаю старую притчу: «Стражник, охраняющий дорогу в город, остановил странствующего монаха:

- Кто ты? Куда ты идёшь? Зачем ты идёшь туда?

Испуганный монах робко поинтересовался у стражника:

- Скажи мне, сколько монет тебе платит твой правитель за то, что ты охраняешь дорогу?

- Две монеты в неделю, - с гордостью ответил стражник.

- Я буду платить тебе вдвое больше, - произнёс монах, - если ты будешь задавать мне эти вопросы каждый день».

Как было просто отвечать на эти вопросы в начале учительского пути. Кто ты? Конечно, учитель! Куда ты идёшь? Конечно, в школу! Зачем? Как зачем? Учить детей.

И сейчас ответы, без сомнения, всё те же. Но наполняются другим содержанием.

Кто ты? Тот, кто передаёт знания, учит? Да. Но ещё и верный друг, которому можно довериться, а иногда и подружка, в чью «жилетку» можно «поплакаться». Мудрый советчик, который поможет в нелёгкой ситуации, и неподкупный судья, не позволяющий ловчить и хитрить. Мать, которая выслушает, поймёт, обнимет и простит.

Куда ты идешь? В школу? Да. А ведь она уже давно стала даже и не вторым, а первым домом: там выросли твои собственные дети, там сменилось не одно поколение твоих «школьных» детей. Туда после уроков прибегают твои ученики: надо ответить на их вопросы, помочь нарисовать газету, отрепетировать сцены к спектаклю, разучить новую песню к фестивалю… Туда по вечерам приходит твой муж, чтобы повесить очередной стенд, поправить доску… Да мало ли ещё работы найдётся в этом доме!

Зачем ты идёшь туда? Учить детей? Да. Русскому языку и литературе? Конечно! А ещё – видеть вокруг себя красоту, беречь её. Любить жизнь. Быть созидателем. Быть оптимистом. Быть Человеком.

А ещё самим задавать себе эти вопросы и искать на них ответы. Не останавливаться на своём пути.

Иногда мне кажется, что, если я перестану задавать эти вопросы себе, остановлюсь, то перестану быть учителем.

И тогда я перестану быть счастливым человеком.

Просмотров: 395 | Добавил: Akima | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки 


Фотогалерея
Контактная информация
 Email: akima908@mail.ru
Место работы: Мурманская область, Печенгский район, город Заполярный, МБОУ СОШ № 19