Анализ современного урока

Дидактические требования к современному уроку

Как преодолеть страх

Памятка для молодого учителя

Примерная схема самоанализа урока учителем

Примерная схема комплексного анализа урока

Психологический анализ урока

Системный анализ урока

Структурный анализ урока

Технологическая карта контроля

Мастер - класс "Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы через игру"

 

Проектная деятельность

 


Исследовательская деятельность, ставшая неотъемлемой частью образования, направлена на формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении, в повседневной жизни. Становится важным формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Как же решить поставленные задачи на уроках русского языка и литературы? Как организовать исследовательскую деятельность? Прежде всего необходимо исходить из того, что это специальная  учебная деятельность по овладению методами научного познания. А значит, должна быть поставлена творческая проблема.

Мы нашли такую проблему: о городе, в котором живём, мы знаем так мало, а он частица нашей огромной Родины, частица нашей великой истории. Проблема оказалось интересной, потому что город наш праздновал своё 50-летие. Таким образом у детей сложилась положительная мотивация к дальнейшей исследовательской деятельности.

Целью моей работы являлось следующее: в процессе накопления и исследования материала сформировать у учащихся основные ключевые компетенции,  в процессе обработки – функциональную грамотность как универсальный способ освоения действительности, в процессе создания проекта – развитие исследовательских способностей, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Целью работы учащихся стало создание собственной рукописной книги «Город, в котором мы живём», посвящённой 50-летию города, включающей в себя следующие разделы: «Наша история», «Улицы, по которым мы ходим», «Наша память», «Люди вокруг нас», «Это наша с тобой биография», «Заполярному – 100».

Работа над учебным проектом проводилась в несколько этапов и осуществлялась как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

1 этап: выбор темы, составление плана работы, определение творческих групп.

На этом этапе сформулировали проблему, определили задачи, сформировали творческие группы.

Творческие группы были сформированы с учётом желания и интересов детей. Такой подход был оправдан, поскольку группы были небольшие (2-3 человека) и сбор материала для каждой группы не был затруднительным. У каждой группы было своё исследовательское задание: например, найти материал, рассказывающий о человеке, в честь которого была названа улица; взять интервью; поработать в семейном архиве и т.п.. Кроме того, у каждого ребёнка было своё индивидуальное задание: выяснить, как история семьи связана с городом Заполярным.

В результате этого этапа дети не только выбрали себе пару, но и то поисковое задание, которое было им интересно.

У каждой группы была своя творческая и поисковая задача. В процессе выполнения задач ребята могли получить консультацию у учителя, проанализировать свои действия и скорректировать их.

2. этап: изучение литературных, исторических источников по данной теме, интервьюирование, сбор документального, фотографического материала.

На этом этапе определили источники информации (это и библиотечные фонды, и домашние архивы (фотографии, письма, дневники), и интервью с людьми, которые живут в нашем городе практически со дня основания), , способы сбора и обработки её (выписки из книг, газетных публикаций, сбор и сканирование фотографий, запись и обработка интервью), а также непосредственный сбор информации.

В результате этого этапа был собран документальный материал и систематизирован.

3. этап: создание собственного текста.

На этом этапе производили анализ прочитанной литературы, обработки полученных данных, сопоставление, обобщение, написание сочинений-страниц будущей книги, иллюстрирование.

В результате – каждая группа создала свою страницу в будущей книге в соответствии с поставленной задаче.

4 этап: защита своих работ, создание книги.

Защита творческих работ производилась на уроке. Все группы представили свой первый мини-проект, посвящённый истории города, людям, в честь которых названы улицы, историческим местам города, знаменитым землякам, так были составлены четыре первых блока будущей книги. Затем было представление индивидуальных проектов об истории семей, связанных с основанием и строительством города. Эти работы стали следующим блоком рукописной книги.

5 этап: осмысление и рефлексия.

На этом этапе обсудили полученный результат, с какими трудностями пришлось столкнуться, как преодолевать эти трудности, подвели итог, наметили дальнейшую работу и над этим проектом и над будущими. Так был определён последний блок  книги, посвящённый будущему города. Это и стало новым творческим проектом. На этом работа не закончилась. Исследуя материалы, ребята сами вышли на тему нового проекта: у нашего города есть герб, но современную действительность он не отражает, поэтому они определили новую проблему: «Каким должен быть герб нашего города?» На данном этапе проводится исследовательская работа по сбору и систематизации материала, посвящённого геральдике.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебный проект состоится лишь тогда, когда в теме будет выявлена общественно значимая проблема, определены методы исследования, спланирована деятельность ученика.

Умение пользоваться методом проектов позволяет учителю руководить исследовательской деятельностью ученика, а именно – помогать в формулировке проблемы проекта с учётом интересов и возрастных особенностей ученика, организовать самостоятельную исследовательскую  деятельность, спланировав её этапы, помогая распределить задания для каждого участника проекта, проводить консультации, развивать навыки рефлексии, воспитывать терпимость друг к другу, умение общаться в процессе коллективной деятельности.

Технология проектной деятельности

Полезные ссылки 


Фотогалерея
Контактная информация
 Email: akima908@mail.ru
Место работы: Мурманская область, Печенгский район, город Заполярный, МБОУ СОШ № 19