Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Януш Корчак

1.      Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.      Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.      Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4.      Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5.      Не унижай!

6.      Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.      Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.      Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9.      Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10.  Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Как стать группой поддержки своему ребёнку?

(использованы материалы сайта www.gimnazia1570.ru)

       Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор сделан ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно. В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становятся главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека – сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

       Современный ритм жизни настолько стремителен, а возможностей появилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: «Как выбирать профессию?», но и «Когда выбирать профессию?» Зачастую к  профконсультанту обращаются родители учащихся 11-х классов или сами выпускники с просьбой помочь им самоопределиться в жизни. Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Нельзя определить для всех людей единый возрастной стандарт для старта самоопределения. Однако жизнь вынуждает задумываться о профессии и путях её достижения раньше, чем это было принято делать 10 – 15 лет назад. Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время, станут вашими возможностями, если вы и ребёнок начнёте планировать свою карьеру и реализовывать свой план с 8 – 9 класса.

       Помогая ребёнку выбрать профессию, вы решаете сразу несколько задач, которые в сегодняшнем мире составляют основу деятельности профессионалов. И в первую очередь становитесь детским психологом: вы раскрываете способности, мотивы, оцениваете соотношение между ними. Период выбора профессии часто оказывается решающим для дальнейшего развития детско-родительских отношений. Именно тогда закладывается основа сохранения эмоциональной близости при становлении самостоятельности ребёнка.

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка.

       1. В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решает сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребёнка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему ещё только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребёнок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятельного выбора.

       2. Важно выяснить, чем руководствуется ребёнок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство… Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребёнок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

       3. Искреннее желание человека обладать столь большой силой, что если ваш ребёнок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребёнку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

       4. Помогите ребёнку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребёнок станет думать о своём выборе гораздо реалистичнее. Не так часто в практике профконсультанта встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

- сложность с трудоустройством;

- длительное время профессиональной подготовки;

- трудности в согласовании профессиональных и личных планов;

- сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребёнка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее);

- профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

       Готов ли ваш ребёнок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей?

       5. Помогите ребёнку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребёнок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?», «А с какого курса ты сможешь устроиться на работу, ведь сегодня это одно из первых условий при приёме на работу? Сможешь ли ты совмещать учёбу и работу?», «Как профессиональные планы впишутся в твою личную жизнь?»

       Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребёнок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов – это не критика выбора вашего ребёнка, поэтому поддерживайте все варианты ответа, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребёнку оценить оба варианта. План карьеры не должен быть жёстким предписанием к действию, главное в нём – гибкость, чтобы человек был готов как к неожиданным неприятностям, так и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя.

       Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребёнок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу – одно из лучших решений. Хочется отметить, что к психологу обращаются две категории родителей: те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения, и те, кто успешно содействует самоопределению ребёнка и стремится принимать решения, обладая исчерпывающей информацией. Профессиональная помощь в выборе профессии дополняет и оптимизирует внутрисемейную поддержку. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей.

Вашему ребёнку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

- профессии, которые ребёнок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, например веб-дизайнер и менеджер;

- ребёнок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что ещё рано;

- сообразительный и активный ребёнок не очень хорошо успевает в школе;

- выбор, сделанный ребёнком, резко расходится с вашими ожиданиями;

- ребёнок нередко принимает решения под влиянием своих друзей;

- хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

Проблемы со вниманием

(родителям первоклассников и не только)

Автор Истомина С. В.

по материалам сайта http://www.med-lib.ru/

Ваш сын садится за домашнюю работу, но его внимание отвлекается шелестом дерева за окном. Поэтому некоторое время он смотрит в окно. Затем он вскакивает и начинает играть с игрушечным грузовиком. Возвращаясь к своему столу, он останавливается, чтобы пощекотать младшего брата. Так почему же он не может усидеть за столом, чтобы закончить домашнюю работу? Сосредоточиться на порученном деле может даже на короткое время для ребенка - непреодолимая проблема. Однако, по мнению специалистов, существуют способы, с помощью которых вы можете помочь ребенку лучше концентрировать внимание.

Когда обратиться к врачу

Большинство детей активны от природы и могут быть не в состоянии надолго сосредоточиться на каком-то одном деле. Однако некоторые дети, которые проявляют постоянную гиперактивность, должны подвергнуться проверке профессиональным специалистом по умственному здоровью на предмет заболевания БДВ (болезнь дефицита внимания).

Следующие типы поведения, если они случаются излишне часто, могут указывать на ранние симптомы заболевания БДВ.

Постоянно шевелит руками или ногами.

• Разговаривает часто и громко.

• Не в состоянии сидеть на месте.

• Легко отвлекается.

• Обладает коротким периодом внимания и занимается то одним делом, то другим.

• С трудом ждет своей очереди.

• Вмешивается и любит распоряжаться остальными детьми.

Ведет себя импульсивно.

Некоторые симптомы БДВ, такие как импульсивность, гиперактивность и затруднения в исполнении повседневной работы, не всегда являются недостатками, и могут быть эффективно исправлены родителями и учителями при профессиональной помощи. В более серьезных случаях для ребенка, больного БДВ, могут быть прописаны психостимулирующие лекарства.

Посоветуйтесь с учителем. Если ваш ребенок отвлекается только в школе, в этом может быть вина учителя. Если дело заключается только в этом, организуйте встречу с учителем, чтобы обсудить возможные решения этого вопроса.

Организуйте проверку слуха. Если ваш ребенок невнимателен и легко отвлекается, однако не является излишне активным или импульсивным, попробуйте проверить его слух или способности к восприятию устной информации. Несмотря на то, что он может слышать вас, вполне возможно, что информация, которую он слышит, недостаточно эффективно достигает его мозга.

Проверьте домашние источники стресса. Если трудности случаются только дома, они могут быть реакцией на источники домашних стрессов. Если вы наблюдаете стремление отвлечься, излишнюю активность и импульсивность в вашем ребенке, а в вашей семье в это время назревает развод, такое поведение может быть только временным. В этом случае нужно проводить больше времени с ребенком, что даст ему возможность выразить свои чувства по отношению к вам.

Повысьте уровень развлечений. Включайте следующие элементы в максимально большое количество занятий вашего ребенка: подвижные игры, новые элементы, разнообразие, цвет, телесный контакт и возбуждение. Занимаясь, например, правописанием пусть ребенок пишет слова цветными мелками на карточках, три на пять дюймов, а не просто повторяет их вслух. Карточки можно использовать для заучивания и повторения Чтобы поддерживать внимание ребенка во время скучных занятий, включайте веселую музыку и вместе с ребенком танцуйте. Если занятия действительно интересуют ребенка, склонного легко отвлекаться, это дольше удержит его внимание.

Поверните стол. Ребенок, легко отвлекающийся, сможет сконцентрировать свое внимание на домашней работе и других занятиях значительно дольше и с большей легкостью, если его стол будет поставлен так, чтобы ребенок смотрел на стену, а не внутрь комнаты или в окно.

Рамка и концентрация. Вырежьте из картона рамку, похожую на рамку для картины и поместите ее на "место внимания" на столе вашего ребенка. Скажите ему, чтобы он смотрел внутрь рамки, делая домашнюю работу. Это поможет ребенку сконцентрироваться.

Обеспечьте хороший ночной сон. Чтобы сократить ссоры, касающиеся времени отхода ко сну и обеспечить достаточно продолжительный ночной сон для вашего ребенка. Можно за полчаса до отхода ко сну дать ребенку стакан молока и кусок курицы. И то и другое богато белком, а также содержит триптофан, помогающий быстрому засыпанию.

Затем соблюдайте ритуал перед отходом ко сну:

• ванна;

• нежный телесный контакт, такой как растирание спины;

• чтение перед сном;

• тепло, по-дружески поправьте одеяло;

• включите ночник;

• включите магнитофон, проигрывающий записанные сказки или другие истории, которые может слушать ребенок после того, как вы уйдете из комнаты, а магнитофонные записи успокоят ребенка и помогут ему заснуть.

Говорите, не спрашивайте. Возьмите привычку пользоваться утверждениями, а не вопросами. Гораздо проще для ребенка выполнить короткую серию команд. Например, не надо спрашивать: "Ты не можешь найти свою куртку, милый?". Вместо этого говорите: "Найди свою куртку, принеси сюда и покажи мне".

Смотрите в глаза ребенку. Чтобы улучшить контакт со своим невнимательным ребенком, всегда смотрите ему в глаза, прежде чем заговорить.

Будьте конкретны. Давайте ребенку конкретные указания. Вместо того, чтобы говорить ребенку, что не надо делать, говорите ему, что он должен сделать. Не говорите: "Убери ноги со стула". Вместо этого скажите: "Опусти ноги на пол". В противном случае ваш ребенок может убрать ноги со стула, но он может положить их, например, на книжную полку.

Составьте список. Составьте список заданий, которые должен выполнить ваш ребенок, чтобы он сам помечал их и вычеркивал, когда они выполнены, и прикрепите его на видном месте. Таким образом, вам не придется повторять указания, объясняет она. Если задания не выполняются, спокойно посоветуйте ребенку пойти и проверить список.

Похвалите ребенка за старания. Проявляйте терпение по отношению к своему невнимательному ребенку. Вполне возможно, что он старается изо всех сил. Многим детям трудно начать выполнение задания и продолжать трудиться. Это поведение, которое не поддается контролю с такой уж легкостью и которое они не могут исправить лишь потому, что вы постоянно говорите им об этом.

Выбирайте моменты, когда требуется стоять на своем. Специалисты по детскому развитию часто рекомендуют игнорировать ребенка, если его поведение вам не нравится. В конце концов ребенок заметит это и изменит поведение, потому что из-за этого на него не обращают внимания. Фокус заключается в том, чтобы всегда обращать внимание на ребенка, когда он прекращает вести себя так, как вам не нравится, и начинает вести себя по-другому.

Сократите количество химических добавок. Многочисленные исследования указывают на то, что существует связь между трудностями в концентрации внимания у детей и химическими добавками в обработанной пище. Одно исследование гласит, что поведение больше чем половины группы гиперактивных детей заметно ухудшилось после того, как в их пищу стали добавлять искусственные красители, консервирующие средства и вкусовые вещества. После того, как химические добавки устранили, их поведение улучшилось. Несмотря на то, что некоторые специалисты не согласны с ролью, которую играют искусственные добавки по отношению к трудностям в концентрации внимания у детей и гиперактивности, можно не сомневаться, что ничуть не повредит и даже может принести пользу устранение химических добавок из рациона вашего ребенка, насколько это возможно.

Будьте последовательны. Установите режим и расписание. Дети с затруднениями в концентрации внимания часто получают пользу от последовательных действий, включая специальные периоды времени, выделенные для просмотра телевидения, приготовления домашних заданий, игр, выполнения работ по дому и приему пищи. Нарушения нужно свести к минимуму. Однако в тех случаях, когда нарушения неизбежны, постарайтесь заранее предупредить ребенка о предстоящем изменении в расписании.

Дайте ему временно отвлечься. Чтобы ребенок мог заниматься выполнением заданий подольше, придумайте способы развлечения, которые он сможет включить в свою работу. Например, дайте ему мячик из губчатой резины, клубок разноцветной шерсти или цветной шнурок для обуви, которые ребенок сможет сжимать или крутить в руках пока работает.

Подумайте о содержании сахара в пище. Несмотря на то, что научные исследования не обвиняют во всем сахар, некоторые ученые считают, что родителям следует подумать о том, чтобы сократить потребление сахара их ребенком. Некоторые исследования показали, что включение в пищу детей, чувствительных к воздействию сахара, пищи с высоким содержанием белка, блокирует воздействие сахара. Таким образом, если ваш ребенок ест сладкие блюда, такие как блины с сиропом, включите в его пищу продукты, богатые белком, вроде йогурта, арахисового масла, яиц или сыра.

Как стать группой поддержки своему ребёнку?

(использованы материалы сайта www.gimnazia1570.ru)

       Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор сделан ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно. В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становятся главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека – сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

       Современный ритм жизни настолько стремителен, а возможностей появилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: «Как выбирать профессию?», но и «Когда выбирать профессию?» Зачастую к  профконсультанту обращаются родители учащихся 11-х классов или сами выпускники с просьбой помочь им самоопределиться в жизни. Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Нельзя определить для всех людей единый возрастной стандарт для старта самоопределения. Однако жизнь вынуждает задумываться о профессии и путях её достижения раньше, чем это было принято делать 10 – 15 лет назад. Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время, станут вашими возможностями, если вы и ребёнок начнёте планировать свою карьеру и реализовывать свой план с 8 – 9 класса.

       Помогая ребёнку выбрать профессию, вы решаете сразу несколько задач, которые в сегодняшнем мире составляют основу деятельности профессионалов. И в первую очередь становитесь детским психологом: вы раскрываете способности, мотивы, оцениваете соотношение между ними. Период выбора профессии часто оказывается решающим для дальнейшего развития детско-родительских отношений. Именно тогда закладывается основа сохранения эмоциональной близости при становлении самостоятельности ребёнка.

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребёнка.

       1. В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решает сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребёнка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему ещё только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребёнок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятельного выбора.

       2. Важно выяснить, чем руководствуется ребёнок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство… Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребёнок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

       3. Искреннее желание человека обладать столь большой силой, что если ваш ребёнок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребёнку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

       4. Помогите ребёнку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребёнок станет думать о своём выборе гораздо реалистичнее. Не так часто в практике профконсультанта встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

- сложность с трудоустройством;

- длительное время профессиональной подготовки;

- трудности в согласовании профессиональных и личных планов;

- сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребёнка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее);

- профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

       Готов ли ваш ребёнок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей?

       5. Помогите ребёнку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребёнок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?», «А с какого курса ты сможешь устроиться на работу, ведь сегодня это одно из первых условий при приёме на работу? Сможешь ли ты совмещать учёбу и работу?», «Как профессиональные планы впишутся в твою личную жизнь?»

       Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребёнок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов – это не критика выбора вашего ребёнка, поэтому поддерживайте все варианты ответа, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребёнку оценить оба варианта. План карьеры не должен быть жёстким предписанием к действию, главное в нём – гибкость, чтобы человек был готов как к неожиданным неприятностям, так и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя.

       Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребёнок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу – одно из лучших решений. Хочется отметить, что к психологу обращаются две категории родителей: те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения, и те, кто успешно содействует самоопределению ребёнка и стремится принимать решения, обладая исчерпывающей информацией. Профессиональная помощь в выборе профессии дополняет и оптимизирует внутрисемейную поддержку. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей.

Вашему ребёнку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

- профессии, которые ребёнок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, например веб-дизайнер и менеджер;

- ребёнок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что ещё рано;

- сообразительный и активный ребёнок не очень хорошо успевает в школе;

- выбор, сделанный ребёнком, резко расходится с вашими ожиданиями;

- ребёнок нередко принимает решения под влиянием своих друзей;

- хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

Куда и как сообщить о случае насилия в семье  Автор: Александра Карева, координатор юридического проекта Региональной общественной организации „АННА" - кризисного центра для женщин, пострадавших от домашнего насилия, тренер Российской ассоциации кризисных центров для женщин „Остановим насилие" по темам: „Организация и руководство телефона доверия", „Основы телефонного консультирования в кризисном центре для женщин", „Основы развития организации", „Проектный менеджмент", „Модерация и презентация".

Полезные ссылки 


Фотогалерея
Контактная информация
 Email: akima908@mail.ru
Место работы: Мурманская область, Печенгский район, город Заполярный, МБОУ СОШ № 19