Международное сотрудничество как возможность формирования поликультурных компетенций учащихся

Международное сотрудничество учащихся и учителей средней школы №9  г. Заполярного и учащихся и учителей Бъёрневатенской школы (коммуны Сёр-Варангер, Норвегия) продолжается на протяжении 13 лет.

            Осуществление этого проекта способствует воспитанию человека, открытого миру, человека, который может быстро адаптироваться в своей и чужой стране. Дети расширяют границы познания мира, приобретают опыт официально-деловых контактов, учатся понимать людей другой страны и другой культуры, изучают культуру другого народа и приобщаются к ней, учатся быть народными дипломатами, подкрепляют мотивацию в изучении иностранных языков и, главное, учатся любить свою Родину, свой народ и свою культуру, укрепляют веру в себя, ведь многое познаётся в сравнении.

            Сотрудничество осуществляется согласно контракту, который был подписан 4 сентября 1996 года директорами школ Ругером Сиверсеном из Бъёрневатна и Галиной Подхватилиной, директором МОУ СОШ №9, руководителями проекта Эйнаром Родэ, завучем школы, и учителем немецкого языка школы №9 Волковой Г.М. Проект «Наши восточные соседи» финансируется Баренц-секретариатом, управлением образования, коммуной Сёр-Варангер.

            Цель контракта: ученики обоих государств должны теоретически и практически получить как можно больше знаний и представлений об истории, географии, образе жизни, культуре. В процессе взаимного сотрудничества дети должны способствовать укреплению дружбы, понимания между народами двух соседних государств.

            Проект международного сотрудничества между школами стал ответом на изменившийся «социальный заказ» государства, которому в настоящее время требуются люди, осваивающие с учётом открытости, быстрой информатизации общества новые социальные роли и навыки. Мы также учитываем специфику пограничного района, необходимость частых контактов соседей.

Проект стал поддержкой новому поколению учащихся при вхождении в глобализированный мир. Проблемный вопрос, как воспитать молодого человека на национальной основе и открытого миру, определил цель при разработке стратегии: создать локальную систему международного сотрудничества между пограничными школами в рамках Баренц-региона для воспитания гражданина России и мира.

            Перед руководителями проекта обеих школ встали следующие задачи: разработать стратегию программ сотрудничества, систему планов (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных), определить материально-ресурсное обеспечение. Исходя из этого, мы организуем научно-методическую подготовку участников проекта, создаём проблемное методическое объединение, а также временные творческие группы, ориентируясь на концепцию школы «Личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс в адаптивной школе», разрабатываем тематику ежегодных научно-практических семинаров; обеспечиваем информационную поддержку контракта, проводим его диагностику и мониторинг. Учащиеся и учителя изучают историю регионов, историю отношений России и Норвегии, особенности их национальных культур.

            С большой радостью влючились в сотрудничество учащиеся и учителя школы №9. Ведь мы долгое время жили «на расстоянии вытянутой руки», в сходных климатических условиях и совсем не знали своих соседей.

            С норвежской стороны начало проекта было нелёгким. Многолетний железный занавес, холодная война сделали своё дело. В 1996 году некоторые ученики из норвежской школы не хотели участвовать в проекте из-за предрассудков по отношению к русским. Проделав большую работу, потратив массу времени и сил, мы выработали определённую программу сотрудничества и сделали много для того, чтобы лёд недоверия и холод во взаимоотношениях растаял и вчерашние незнакомцы стали добрыми друзьями.

            Реализация стратегии отражена в годовых циклограммах, куда ежегодно включается ряд мероприятий, таких как ежегодное подтверждение норвежской стороной проекта в секретариате Баренц-Региона, текущее планирование, оформление документации для въезда в Норвегию и Россию, взаимное посещение уроков, учреждений дополнительного образования, организация совместной самостоятельной работы учащихся в смешанных группах, создание творческих, печатных, мультимедийных продуктов, посещение семей, проведение экскурсий, конференций, общение учащихся через интернет, анализ, оценка и коррекция стратегии. Сейчас проект сотрудничества между двумя школами включает творческие семинары, дискуссии, совместные уроки, спортивные мероприятия, обмен культурными программами, изучение истории и культуры обоих народов, совместное изучение экологии приграничных районов, знакомством с методикой преподавания школьных предметов, обмен делегациями учащихся и преподавателей школ.

            За годы сотрудничества было сделано много:

1996-1997 – История школы п. Бъёрневатн и школы №9 г. Заполярного; альманахи на русском и английском языках «История школы п. Бъёрневатн», «История школы №9»

1997-1998 – История Финмарка и Печенгского района; альманахи на русском и английском языках «История Финмарка», «История Печенгского района»,

1998-1999 – История Трифоно-Печенгского монастыря. Житие преподобного Трифона Печенгского; альманах на русском и английском языках «История Трифоно-Печенгского монастыря»

1999-2000 – Экология приграничных районов. Проблемы сохранения окружающей среды; участвовали в конкурсе рисунков и плакатов на тему «Защитим и сохраним окружающий мир» (г. Осло, Норвегия);

2000-2001 – Участие России и Норвегии в антигитлеровской коалиции в 1941-1945 годах; ученическая международная конференция «Участие России и Норвегии в антигитлеровской коалиции в 1941-1945 годах»

2001-2002 – Речевая деятельность на языках стран-участниц контракта; поставили два спектакля по фрагментам пьес Г.Ибсена «Пер Гюнт» и «Дикая утка»; создали программы факультативного курса по литературе «Норвежские классики» (авторы Г. Быстрова, Э. Роде); оборудовали создали банк методической поддержки для проведения блиц-курсов норвежского языка, постоянно действующего кружка норвежского языка;

2002-2003 – Музыка – международный язык дружбы; записали CD-диск с выступлением совместного русско-норвежского хора;

2003-2004 – Приграничная река Паз. Она разъединяет и соединяет нас; альманах на трёх языках «Приграничная река Паз»

2004-2005 – Интернет-сотрудничество; на протяжении 10 лет осуществляется Интернет-сотрудничество, переписка и совместная деятельность средствами Интернета; совместный международный семинар «Оценка в русской и норвежской школах»

2005-2006 – Заполярному – 50 лет; рукописная книга на двух языках «Заполярному – 50», мультимедийный продукт «Заполярному – 50»

2006-2007 – Образование в России и Норвегии; ученическая международная конференция «Образование в России и Норвегии», мультимедийный продукт «Образование в Норвегии», «Образование в России», совместный международный семинар «Исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности»

2007-2008 – Дополнительное образование в России и Норвегии; совместный международный семинар «Совместная деятельность в смешанных группах как фактор формирования коммуникативной компетенции», мультимедийный продукт «Наше творчество»;

2008-2009 – О спорт! Ты – мир! Спортивные соревнования по футболу, баскетболу, волейболу, плаванью.

Помимо этого мы провели:

- 26 праздников общения;

- более 40 экскурсий по Финмарку и Печенгскому району;

- более 50 открытых уроков для русских и норвежских учителей;

- осуществляем книжный обмен между школьными библиотеками;

            Продуктами долговременного проекта мы можем считать мотивацию в изучении иностранных языков, в изучении информатики, истории, культурологических предметов, факультативов; формирование нового социального опыта, воспитание терпимости и уважения, а в целом – приобщение к человеческой культуре и опыту, к познанию личностью мира и преобразование ею самой себя, к накоплению жизненного опыта в виде оценок, смыслов, поведенческих диспозиций, становящихся содержанием духовной жизни.

            Проект, сохраняя структуру и преемственность, каждый год наполняется и новым содержанием. Растёт число его участников: кроме администрации школ, учащихся выпускных классов, их классных руководителей, включились в его реализацию чиновники отделов образования и муниципальных органов власти, родители учащихся.

            Проект международного сотрудничества помог пережить период нестабильности внешней среды, помог решить некоторые вопросы ресурсного обеспечения нашей школы, помог вовлечь в работу широкие слои школьного сообщества, приобрести новых партёров школы. Основное достижение в реализации стратегии – осознание необходимости системных преобразований в школе при сохранении её традиций и высокие результаты жизнедеятельности большей части учащихся и учителей, приобретение ими личностного опыта в сфере познавательно-интеллектуального поиска и в процессе коммуникативно-диалогической деятельности, формирование поликультурной личности.

Полезные ссылки 


Фотогалерея
Контактная информация
 Email: akima908@mail.ru
Место работы: Мурманская область, Печенгский район, город Заполярный, МБОУ СОШ № 19